Личный кабинет

Экспертное мнение

АВТОПРОМ – ГДЕ ТОЧКИ РОСТА?

Сегодня одним из основных положений стратегии развития российского автопрома является поддержка экспорта. Увеличение экспорта субсидируется государством и рассматривается как способ увеличить продажи автопроизводителей, расположенных в России, и загрузить их производственные мощности.

 

Татьяна Арабаджи,
директор
Russian Automotive Market Research,
рассказывает о том, какие сегменты российского автопрома наиболее перспективны
для экспорта продукции.

 

В достаточно благоприятном для экспорта 2014 году, когда еще не рухнули поставки на Украину и в Казахстан, на экспорт поставлялось 13,5% от всех произведенных автомобилей. Но, к сожалению, в последующие годы ситуация существенно ухудшилась, ведь Украина и Казахстан были крупнейшими для России экспортными рынками. Восполнить подобный объем за счет других экспортных рынков в среднесрочной перспективе нереально. Казахстанский рынок легковых автомобилей в 2016 г. упал на 72%, по коммерческим автомобилям падение составило 63-68%.

Восстановление рынка Казахстана будет не быстрым, рассчитывать на существенный рост экспорта на Украину тоже не приходится. Следовательно, в среднесрочной перспективе на экспорт сможет уходить не больше 10% от всех производимых в России автомобилей. 

Динамика доли экспортных поставок в общем объеме продаж транспортных средств, %

Источник: Russian Automotive Market Research

Экспорт[1] в общем объеме продаж легковых автомобилей и автобусов в последние годы не превышал 8-9%. На наш взгляд, в среднесрочной перспективе рассчитывать на существенное увеличение доли экспорта легковых автомобилей, автобусов не приходится. Таким образом, внутренний спрос для рынков этих типов транспорта гораздо важнее, и именно развитие внутреннего потребления здесь следует стимулировать. Правда, сделать это не так просто.

Если   говорить о рынке легковых автомобилей, то для того, чтобы спрос поднялся до уровня 3 млн. нужно, чтобы существенно увеличились реальные располагаемые доходы населения. Те меры государственной поддержки, которые сегодня действуют, помогают поддержать продажи, но кардинально увеличить спрос не могут. Эффект отложенного спроса, сформировавшийся в период 2015-2016 годов тоже будет исчерпан в ближайшие год-два.  

На наш взгляд, больше перспектив у экспорта грузовой техники. В структуре продаж экспорт грузовой техники может составлять 20-30%. Техника традиционных российских производителей – КАМАЗа и ГАЗа имеет хорошие перспективы на развивающихся рынках. Эти автомобили привлекательны по цене покупки, стоимости владения, по способности выдерживать перегруз и перепрепобег и т.д.  Именно такие автомобили наиболее востребованы на развивающихся рынках.

Как правило, в этом сегменте нет конкуренции со стороны «большой семерки»[2], хотя приходится конкурировать с китайскими, индийскими, белорусскими производителями, которые предлагают похожий продукт. Возможно, именно на этом сегменте следует сконцентрировать основные меры государственной поддержки экспорта.

Конечно, привлекательной кажется идея убедить иностранных автопроизводителей, имеющих производство в РФ, расширить экспорт из России, т.к. их рынки сбыта значительно более емкие, чем у традиционных российских игроков – АВТОВАЗа, КАМАЗа, Группы ГАЗ, УАЗа. Но у них уже есть производственные площадки в различных странах. Для того, чтобы увеличить экспортное производство в РФ, производственные и логистические затраты должны быть в России ниже, чем в странах Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америке.

В этой связи интересен пример шинной отрасли. В 2016 году экспорт шин из России существенно превысил импорт. Произошло это в первую очередь благодаря тому, что производство шин для экспортных рынков в России стало выгодно. Так, например, 70% шин, производимых на заводе Nokian Tyres во Всеволожске, экспортируются в Центральную Европу, Северную Америку.

Динамика импорта-экспорта в России шин, млн. ед.

Источник: Russian Automotive Market Research

Отметим, что специальных мер поддержки именно шинной отрасли, экспорта шин не принималось, иностранные производители шин пользуются лишь региональными льготами, предоставляемыми крупным инвесторам или льготами в ОЭЗ.

Опыт шинной отрасли позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, инвесторы открывают локальное производство в первую очередь тогда, когда размеры рынка и перспективы роста продаж существенные, и в этом случае вполне хватает и тех льгот, которые могут предоставить регионы.  

Во-вторых, именно иностранные производили могут существенно увеличить экспорт из России, так как они, в отличие от традиционных российских компаний, работают в  странах с крупными рынками.

В-третьих, для того, чтобы производство на экспорт размещалось в России, стоимость издержек должна быть в России ниже, чем в других странах.

Таким образом, для более интенсивного роста российского автопрома нужно опираться на следующие принципы:

- развитие внутреннего рынка для загрузки локальных производственных мощностей. Как бы государство ни поддерживало традиционных российских производителей, объем их экспорта будет во многом определяться состоянием тех рынков, на которые поставляется продукция. Это подтверждается примерами рынков Украины и Казахстана, которые только сейчас начали показывать признаки восстановления. Внутренний рынок важен и для иностранных автопроизводителей, открывших производство в России.

наиболее перспективным сегментом для экспорта с точки зрения объемов могут быть легковые автомобили иностранных брендов, выпущенные в РФ. Основной путь к его росту – снижение стоимости производства в России. Это позволит российским предприятиям взять на себя функцию производителя автомобилей для экспортных рынков бренда, что, в свою очередь, увеличит загрузку российских мощностей.

- еще одним интересным с точки зрения экспорта сегментом представляются грузовики российских марок в силу ряда конкурентных преимуществ на развивающихся рынках.

 

[1] Включая поставки в страны ЕАЭС

[2] Mercedes-Benz, MAN, DAF, Iveco, Scania, Volvo и Renault.

Консультация по телефону +7 (831) 439-21-82 или звонок Online