24.08.2020 / К вопросу об обороте запасных частей в Российской Федерации

 

И.А. Коровкин, к.э.н.,/
исполнительный директор
НП "Объединение автопроизводителей России"

 

 

 


В последние 2 – 3 месяца в прессе, с участием членов Государственной Думы Российской Федерации, развернулась дискуссия о возможности и целесообразности расширения применения, бывших в употреблении, в том числе восстановленных, запасных частей. И в этой связи для лучшего понимания проблемы, необходим краткий исторический экскурс.

В Советском Союзе, на протяжении многих лет, широко практиковался капительный ремонт автомобильной техники, её узлов и агрегатов. Во многом это было вызвано двумя причинами – недостаточным эксплуатационным ресурсом самой техники и недостатком в стране бюджетных средств для создания новых автомобильных заводов, заводов по производству высококачественных материалов и комплектующих изделий. В результате капитального ремонта срок эксплуатации автомобилей увеличивался в 1,5-2 раза.

Для целей капитального ремонта во всей стране были созданы специализированные заводы, разрабатывались технологии для крупносерийного его производства, применительно для всех выпускаемых в стране моделей автомобильной техники.

Однако, по мере повышения требований к активной, пассивной, экологической безопасности автотранспортных средств, перехода автомобильной промышленности на широкое применение международных требований, и прежде всего Правил ООН, внедрения системы подтверждения соответствия автомобилей этим требованиям перед выпуском в обращение, возможности восстановления эксплуатационных характеристик автомобильной техники с помощью капитального ремонта сократились, и к 90-ым годам прошлого столетия, с учётом постоянного роста её эксплуатационного ресурса, стал экономически нецелесообразен. Большинство авторемонтных заводов было закрыто или перепрофилировано.

Заметно выросший за последние годы ресурс автотранспортных средств, при надлежащем техническом обслуживании, позволяет на весь установленный производителем срок службы автомобиля обеспечить сохранение показателей безопасности, соответствующих требованиям на момент выпуска автомобилей в обращение.

Однако следует также отметить, что одновременно с ростом ресурса автотранспортных средств в современной России сохраняются крайне низкие темпы их обновления. В автомобильном парке страны находится более 50% автомобилей старше 15 лет, а в парке грузовых автомобилей эта цифра, в отдельных регионах страны, приближается к 70%.

Сохраняющаяся на протяжении многих лет тенденция иметь автомобиль в собственности длительное время, с учётом невысокого уровня доходов населения и роста востребованности в недорогом техническом обслуживании и ремонте автомобильной техники привели к росту количества независимых от производителя мастерских по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, созданных, как правило, индивидуальными предпринимателями.

В этих мастерских, за невысокую цену осуществляется техническое обслуживание и ремонт автомобильной техники, находящейся за пределами гарантийного срока эксплуатации, установленного изготовителем. Для этих целей используются, в том числе детали, узлы и агрегаты, снятые с выведенных из эксплуатации автомобилей (поставарийных, подлежащих утилизации или имеющих криминальную историю происхождения). Часть этих комплектующих подвергается восстановительному ремонту или в этих же мастерских, или в немногочисленных специализированных предприятиях.

С одной стороны, это позволяет продлить срок службы автомобиля, а с другой – на дороге оказывается техника с непредсказуемыми показателями безопасности – пассивной, когда заменяется часть кузова, составляющая его силовую схему, активной – когда используются восстановленные или бывшие в эксплуатации детали и узлы тормозной системы, экологической – когда каталитический нейтрализатор отработанных газов – заменяется прямой трубой.

При этом производители таких восстановительных работ, как правило, не дают никакой гарантии и не несут никакой ответственности за возможные аварийные последствия.

Именно поэтому в стране необходимо создать цивилизованные, законодательно отрегулированные условия вторичного использования агрегатов, узлов и деталей, бывших в употреблении. Такие практики существуют в ряде стран ЕС, в Японии, Корее.

Первым таким шагом к созданию условий вторичного применения запасных частей является внесение изменений в технический регламент Таможенного союза 018/2011 "О безопасности колёсных транспортных средств" в части запрета на вторичное применение 10 наименований автомобильных компонентов из 122, являющихся объектами технического регулирования в данном регламенте.

В перечень запрещённых к восстановлению и вторичному использованию целесообразно включить:

1. Подушки безопасности (если подушка вмонтирована в рулевое колесо, само рулевое колесо), включая собственно подушки, пиротехнические исполнительные механизмы, блоки электронного управления и датчики.

2. Автоматические и неавтоматические ремни безопасности в сборе, включая тканую ленту, протяжки, пряжки, натяжители, пиротехнические исполнительные механизмы.

3. Сидения (только в случаях, когда крепления ремней и/или подушки безопасности встроены в сидения).

4. Системы рулевого управления, включая исполнительные механизмы, электронного управления и датчики.

5. Тормозные системы, включая исполнительные механизмы, блоки электронного управления и датчики.

6. Иммобилайзеры, включая транспондеры и блоки электронного управления.

7. Каталитические нейтрализаторы и сажевые фильтры.

8. Глушители системы выпуска.

9. Оборудование для питания двигателя газообразным топливом:

а) сжиженным нефтяным газом (СНГ): баллон; вспомогательное оборудование баллона; испаритель/регулятор давления; запорный клапан; газонагнетатель, инжектор или газосмеситель; газовый дозатор с газонагнетателем или без него; заправочный блок; обратный клапан; предохранительный клапан газопровода; фильтр; датчик давления или температуры; топливный насос; электронный блок управления; топливопровод; ограничитель давления; газопроводы и их соединительные муфты;

б) компримированным природным газом (КПГ), сжиженным природным газом (СПГ): резервуар (баллон или бак); вспомогательное оборудование резервуара; регулятор давления; автоматический клапан; ручной вентиль; газоснабжающее устройство; регулятор подачи газа; топливопроводы; заправочный блок или узел; обратный клапан, контрольный клапан; первичный или вторичный клапан (разгрузочный клапан); предохранительное устройство сброса давления; фильтр; датчик/указатель давления или температуры; ограничительный клапан; рабочий клапан; электронный блок управления; газонепроницаемый кожух; фитинг; вентиляционный шланг; предохранительный ограничитель давления (ПОД); топливная рампа; теплообменник/испаритель; сигнализатор природного газа; топливный насос (для СПГ).

10. Компоненты систем хранения компримированного водорода для транспортных средств, работающих на водороде: резервуар, предохранительное устройство для сброса давления, запорный клапан, контрольный клапан.

Большая часть перечисленных выше компонентов соответствуют Правилам ООН № 133 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автотранспортных средств в отношении возможности их повторного использования, утилизации и восстановления", принятых в рамках "Соглашения о принятии согласованных технических правил Организации Объединённых Наций для колёсных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колёсных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных учреждений, выдаваемых на основе этих правил Организации Объединённых Наций" (наиболее известное как Женевское Соглашение 1958 г.), участницей которого является Российская Федерация, а также государства – члены Евразийского экономического союза.

Анализ перечня наглядно свидетельствует, что к запрету вторичного использования отнесены автокомпоненты, которые оказывают существенное влияние на пассивную, активную и экологическую безопасность находящейся в эксплуатации автотранспортной техники, и с высокой степенью риска могут стать причиной дорожно-транспортных происшествий и/или привести к взрыво- и пожароопасной ситуации.

Поэтому наряду с внесением изменений в технический регламент представляется необходимым в возможно короткий срок внести изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации, устанавливающее правила переработки колёсных транспортных средств, выведенных из эксплуатации, а также правила вторичного применения автомобильных компонентов, бывших в употреблении, в полной мере отвечающих требованиям Федерального закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Учитывая единое экономическое пространство ЕАЭС одновременно с российским законодательством необходимо начать работу над созданием нормативно-правовых документов Евразийской экономической комиссии, по вторичному использованию бывших в эксплуатации деталей, узлов и агрегатов автомобильной техники.

При этом автопроизводители твёрдо уверены в том, что при надлежащем техническом обслуживании и ремонте выпускаемой техники, в первую очередь, должны использоваться новые оригинальные запасные части. Применение восстановленных автокомпонентов возможно только в случаях отсутствия их влияния на обеспечение активной, пассивной и экологической безопасности транспортных средств. А восстановление их должно проходить по технологиям, одобренным производителями автокомпонентов.

Структура рынка автомобильных запасных частей и основные характеристики производства приведены в таблице 1.

Таблица 1

 

СТРУКТУРА РЫНКА АВТОМОБИЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙ
в Российской Федерации

 

*) Бывшие в употреблении запасные части – детали, узлы и агрегаты, снятые с автомобилей, выведенных из эксплуатации (в результате аварии, подлежащих утилизации или имеющих криминальное происхождение – угон и последующая разборка)